Величины, определяющие формат
Специализация форматов коммерческих радиопрограмм началась в США в начале 50-х гг. Первоначально же программа делалась аналогично принципу "Что-нибудь/все для каждого". Но уже в середине 60-х гг. появление новых музыкальных стилей обусловило возникновение множества новых форматов. С ростом конкуренции происходил и дальнейший рост специализации форматов.
Выбор формата влияет на все рабочие участки радиостанции, как участок вещания (On-Air), так и участок, не связанный непосредственно с вещанием (Off-Air).
Величинами, определяющими формат, являются: - музыка
- работа ведущего
- новости
- вербальные фрагменты программы
- акции саморекламы и игры
- короткие рекламные сюжеты
- имидж/облик
- подготовка и сбыт вещания как товара радиостанции
- техническое оснащение студии
- звучание станции (акустическая обработка)
- т.д.
Adult Contemporary (AC)
С точки зрения широты аудитории этот формат был самым успешным в США в 80-е годы. Основную группу, к которой обращен этот формат, составляют радиослушатели в возрасте от 25 до 49 лет. На основании того, что эта группа располагает высокими доходами, она представляет особый интерес для рекламодателей. Кроме того, AC-формат особенно хорошо подходит для обращения к женской аудитории.
Достаточно много русскоязычных коммерческих радиостанций успешно вещают в этом формате.
Принципиально различают две формы AC:
Oldie based AC (AC на базе старых мелодий) - Радиостанции, которые играют вариацию мелодий из 60-х, 70-х и 80-х, дополняя их современными мелодиями Current based AC (AC - с основным упором на современные мелодии) Субформатами относительно широко выполненного формата являются:
Soft AC. - Более мягкие и спокойные AC-мелодии. Большое количество лирических, "любовных", мелодичных композиций. Минимум "агрессивных" элементов программы. Hot AC - Прогрессивные AC- и консервативные CHR-мелодии. Более ритмичная музыка чем в Soft AC; больше текущих хитов, удовлетворяющих общим требованиям формата. Но привязка к текущим Хит-парадам также не велика. Работа ведущего
Работа ведущего может быть обозначена как ненавязчивая и лаконичная. Она ограничивается такими стандартными элементами, как вводное и заключительное слово к музыкальным произведениям, объявление времени, идентификация, перекрестные замечания, ведение розыгрышей призов и лотерей и пр. Парно ведущие обычно работают лишь в утренних шоу.
Здесь необходимо отметить, что существуют также радиостанции AC-формата, которые отдают равное предпочтение музыке и новостям. Наряду с новостями в :00 часто передаются специализированные информационные выпуски в :30. Для такого класса станций, работа ведущего очень четко выдвинута на передний план. Из за большого количества информационных элементов, ведущие на таких станциях должны отличаться также сильными редакторскими способностями.
Contemporary Hit Radio (CHR)
Собственно, идея, скрывающаяся за этим форматом и его предшественником (Top 40) очень проста: "Играй только те мелодии, которые хорошо продаются в настоящий момент и/или очень популярны". Типичный CHR-формат базируется на следующих принципах:
Ограниченное количество играемых композиций ("игровой перечень") (порядка 40-50 композиций) Минимум старых мелодий Никаких хитов, теряющих популярность Большая ротация композиций (быстрое повторение игрового перечня) На сегодняшний день, много радиостанций (особенно Европейских), вещающих в этом формате, значительно увеличивают количество играемых композиций, тем самым отходя от классического Top 40. Это делается за счет добавления композиций начала/середины 90-х и даже 80-х годов.
Общая идея этого формата состоит в том, чтобы как можно более плотно держать радиослушателя в состоянии душевного подъема. Дыры в вещании (аварии, ошибки DJ) являются самым большим врагом этого формата.
На станциях этого формата очень активно используются разнообразные джинглы (Jingles), которые служат для поддержания программного потока, усиления имиджа и т.п.
CHR-формат обращен в первую очередь к подросткам и взрослой молодежи. Основную адресную группу составляют радиослушатели в возрасте от 14 до 24 лет. Разновидности CHR-форматов во всем мире относятся к самым преуспевающим форматам и почти на каждом рынке занимают одно из ведущих мест. Не исключение и ситуация на данный момент в русскоязычном эфирном пространстве. Этот формат (или вариации на его основе) с успехом используют как ведущие сетевые, так и небольшие локальные коммерческие радиостанции.
Рост конкуренции привел также и в случае с форматом CHR к специализации музыкальных направлений:
Mainstream CHR (CHR, ориентированный на "средний вкус", т.е. основу этого формата составляют композиции, которые пользуются популярностью у большинства слушателей.) Dance oriented CHR (CHR, ориентированный на танцевальную музыку) Rock oriented CHR (CHR, ориентированный на рок-музыку) Работа ведущего
Очень часто на станциях CHR-формата в утренние часы делаются очень динамичные, информационно насыщенные шоу. В эти часы возможна парная работа ведущих, проведение коротких розыгрышей и викторин.
В дневной программе работа ведущего ограничивается большей частью информационными данными, объявлением программы передач и анонсами, краткими сообщениями, сообщениями о погоде, вводным и заключительным словом к передаваемым музыкальным произведениям. В соответствии с целевой установкой CHR-формата стиль ведения эфира в большинстве случаев очень динамичен, лаконичен, ритмичен. Практически все речевые включения делаются ведущим непосредственно на музыкальных композициях (Intro или outro) и лишь при продолжительных включениях (игры, розыгрыши призов и т.д.) на музыкальной подкладке. Ведущий, работающий на станции CHR формата, как правило, должен иметь большой опыт и сноровку в обращении с эфирной техникой.
Easy Listening (EZ)
Предшественником формата Easy Listening был формат Beautiful Music, который появился в США в 1959 году на одной из радиостанций Сан-Франциско. Формат, который лучше всего характеризуется словами "мягкий", "легкий", "фоновый", "ненавязчивый". В скором времени другие радиостанции заинтересовались этой новой формой программы. Так, в начале 60-х годов десятки радиостанций делали свои деньги на формате Beautiful Music. Но вместе с появлением других "взрослых форматов" Beautiful Music неуклонно начал утрачивать свое значение: радиослушатели этого формата "медленно вымирали". Возникла необходимость "омоложения" аудитории. В плэй-лист добавлялись более современные исполнители и произведения. Так из формата 60-70-х годов Beautiful Music вырос формат 80-90-х годов Easy Listening.
Радиостанции, работающие в формате Easy Listening, включаются главным образом из-за их расслабляющей, успокаивающей музыки. Слово играет подчиненную роль. Этот факт объясняет также и то, почему сегодня многие радиостанции, работающие в формате Easy Listening, автоматизированы.
На момент написания этой статьи, мне не известны российские радиостанции работающие чисто в фор
|